ЧТО ТАКОЕ КАДАСТР И ЗАЧЕМ ОН НУЖЕН ГОСУДАРСТВУ?
Лаконичный ответ даёт бывший руководитель Роснедвижимости М. Мишустин в Российской газете (http://www.rg.ru/2006/11/16/kadastr.html). Государственный кадастровый учет – юридический акт признания и подтверждения государством факта существования объекта недвижимости, например, земельного участка. Сведения о земельном участке (вид объекта недвижимости, местоположение, включая адрес и координаты, стоимость, владелец объекта недвижимости), вносятся в специальную базу данных Росреестра. Ведение указанной базы данных преследует три цели:
1. Обеспечение государственных гарантий прав на недвижимое имущество. Государство гарантирует подлинность данных, хранящихся в базе. Это позволяет использовать данные Росреестра для разрешения споров о собственнике земельного участка, его границах, кадастровой стоимости и т.д.
2. Обеспечение сбора земельного и имущественного налогов. Кадастровая палата раз в год передаёт сведения о правообладателях недвижимого имущества в налоговую инспекцию, а та, в свою очередь, формирует документы для уплаты налога собственниками.
3. Повышение эффективности управления территорией, градостроительное и территориальное планирование. Муниципальные образования должны понимать, где и как проходят их границы, что находится на их территории.
ЧТО ТАКОЕ КАДАСТРОВЫЕ РАБОТЫ?
Федеральный закон от 24.07.2007г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ввёл новый термин – «кадастровые работы». Это работы, в результате которых происходит подготовка документов, содержащих сведения, необходимые для осуществления кадастрового учета о недвижимом имуществе. В результате на земельный участок оформляется межевой план или реже другой документ, в зависимости от вида работ. На объекты капитального строительства оформляется технический план. Этим могут заниматься только кадастровые инженеры. Кадастровые работы в отношении земельных участков в народе называют межеванием.
После проведения межевания и изготовления технического плана заинтересованное лицо сдаёт межевой план и технический план в кадастровую палату. Там происходит кадастровый учёт. То есть все данные из межевого и технического плана вносятся в базу данных государственного кадастра. Происходит проверка только на предмет непротиворечия данным, которые были внесены в кадастр ранее о других земельных участках. По результатам кадастрового учёта заинтересованному лицу выдаётся кадастровый паспорт или решение об отказе в осуществление кадастрового учёта, если по результатам проверки выявлены противоречия или ошибки.
ЧТО ТАКОЕ МЕЖЕВОЙ ПЛАН?
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
Если в соответствии со статьей 39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Межевой план состоит из графической и текстовой частей.
В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.
В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном частью 1 статьи 39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Межевой план заверяется подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего такой план.
Форма межевого плана и требования к его подготовке установлена Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков.
КТО ТАКИЕ КАДАСТРОВЫЕ ИНЖЕНЕРЫ?
Кадастровые инженеры — физические лица, осуществляющие кадастровые работы (кадастровую деятельность).
Кадастровый инженер обязан иметь действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера.
Квалификационный аттестат кадастрового инженера выдаётся физическому лицу на основании сдачи им квалификационного экзамена, а также при условии соответствия следующим требованиям:
• имеет гражданство Российской Федерации;
• имеет среднее профессиональное образование по одной из специальностей, определенных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, или высшее образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования;
• не имеет непогашенную или неснятую судимость.
Квалификационные аттестаты выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации лицам, прошедшим аттестацию на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам. Квалификационный аттестат выдается без ограничения срока, территории его действия и является документом единого федерального образца.
Кадастровый инженер вправе выбирать форму организации своей кадастровой деятельности, которая может быть следующей:
• в качестве индивидуального предпринимателя;
• в качестве работника юридического лица.
Каждый кадастровый инженер имеет печать, на которой указан идентификационный номер его квалификационного аттестата.
Основанием для проведения кадастровых работ кадастровым инженером является договор подряда, заключенный с Заказчиком. Результатом кадастровых работ являются документы, которые кадастровый инженер должен передать Заказчику, а именно:
• межевой план;
• технический план;
• акт обследования.
Лишение кадастрового аттестата
Законом «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что если 10 межевых дел составленных кадастровым инженером получат отказ во внесении в сведения государственного кадастра недвижимости либо в постановке на государственный кадастровый учет, то его квалификационный аттестат будет отозван.
ПОРЯДОК СОГЛАСОВАНИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦ
ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
1) Местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с заинтересованными лицами, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
2) Предметом согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
3) Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
• собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
• пожизненного наследуемого владения;
• постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
• аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
4) От имени заинтересованных лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом в согласовании местоположения границ от имени собственников вправе участвовать также представитель собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченный на такое согласование принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав общего имущества указанных собственников), представитель собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения - решением общего собрания собственников таких долей (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц), представитель членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан - решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения или решением собрания уполномоченных данного некоммерческого объединения (если соответствующий смежный земельный участок расположен в пределах территории данного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования).
• В случаях, предусмотренных федеральным законом, в согласовании местоположения границ земельных участков, предназначенных для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, от своего имени вправе участвовать Государственная компания "Российские автомобильные дороги".
5) Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности.
• Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности.
6) Согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если:
• земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
• подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено посредством указания на природные объекты или объекты искусственного происхождения либо их внешние границы, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, что позволяет определить подлежащее согласованию местоположение границ таких земельных участков;
• подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено местоположением на одном из таких земельных участков линейного объекта и нормами отвода земель для его размещения.
7) Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством:
• проведения собрания заинтересованных лиц или
• согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.
8) В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктами 8 и 21 части 2 статьи 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (при наличии таких сведений), либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если:
• в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
• смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
9) В извещении о проведении собрания о согласовании местоположения границ должны быть указаны:
• сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
• сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
• кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются соответствующие кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
• порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня вручения, направления или опубликования извещения;
• место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
• сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами требований о проведении согласования местоположения границ с установлением таких границ на местности и (или) в письменной форме обоснованных возражений о местоположении границ земельных участков после ознакомления с проектом межевого плана.
10) Извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть вручено, направлено или опубликовано в срок не менее чем тридцать дней до дня проведения данного собрания. При этом указанный в пункте 6 части 9 настоящей статьи срок не может составлять менее чем пятнадцать дней со дня получения заинтересованным лицом соответствующего извещения. Примерная форма извещения устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Заинтересованное лицо, отказавшееся принять извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, считается надлежащим образом извещенным о проведении данного собрания. При проведении согласования местоположения границ земельных участков в индивидуальном порядке требования настоящей статьи о порядке извещения заинтересованных лиц не применяются.
11) При проведении согласования местоположения границ кадастровый инженер обязан:
• проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей;
• обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания;
• указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности (в случае согласования местоположения границ с их установлением на местности).
12) При проведении согласования местоположения границ заинтересованные лица или их представители предъявляют кадастровому инженеру документы, удостоверяющие личность, документы, подтверждающие полномочия представителей заинтересованных лиц, а также документы, подтверждающие права заинтересованных лиц на соответствующие земельные участки (за исключением случая, если сведения о зарегистрированном праве заинтересованного лица на соответствующий земельный участок содержатся в государственном кадастре недвижимости).
О РАНЕЕ УЧТЁННЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ
Кадастровый учёт ведётся не только в современной России, он вёлся и в СССР районными инженерами-землеустроителями. Частная собственность отсутствовала, земля была в собственности государства, а перед кадастром стояли отличные от сегодняшних цели. Для решения правительством различных народно-хозяйственных задач, для разработки продовольственной программы необходимо было иметь сведения о количестве земель, составу угодий и плодородию почв. Для этого велись специальные земельно-кадастровые книги, и раз в году составлялся земельно-кадастровый отчёт.
В начале девяностых годов проводилась массовая передача земель из государственной собственности в частную. Районные инженеры-землеустроители, специалисты сельских и городских администраций на основании решений местных органов власти выписывали свидетельства на право собственности на землю. Существовавшая на тот момент система ведения земельного кадастра не отвечала новым, рыночным, задачам. Сведения о переданных в собственность земельных участках, выписанных свидетельствах на право собственности хранились неточно. Некоторые земельно-кадастровые книги вообще были потеряны. А так же свидетельства могли быть выданы не всем лицам фактически владевшими земельными участками.
В 2000 году был создан новый орган "Земельно-Кадастровая палата". И кадастровый учёт начал осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" от 2 января 2000г. Информация из прежних земельно-кадастровых книг была внесена в новую электронную базу данных. К сожалению, в неё попали не все сведения о выданных гражданам земельных участках. Стоит также отметить, что набор сведений оказался минимальным: ФИО правообладателя или наименование юридического лица, площадь участка, адрес (не всегда точный), категория и вид разрешенного использования. Данных о размерах участка, его координатах не было, но этого было достаточно, чтобы налоговая инспекция могла истребовать оплату земельного налога.
С 1 марта вступил в действие Федеральный закон N 221-ФЗ ''О государственном кадастре недвижимости'' от 24 июля 2007г. Согласно пункту 1 статьи 45 все объекты недвижимости, в том числе земельные участки, права на которые признаются зарегистрированными, считаются ранее учтёнными.
Если сведения о Вашем земельном участке не попали в современный кадастр, это не беда. Необходимо подать заявление установленного образца, на основании которого данные будут внесены в базу, а Вы получите кадастровый паспорт на объект недвижимости. Имеются ли сведения о Вашем участке в электронной базе можно узнать на сайте Росрееста или непосредственно у специалиста кадастровой палаты.
Внесение сведений в государственный кадастр недвижимости о ранее учтенном земельном участке может осуществляться на основании обращения в орган кадастрового учета заинтересованного лица при предъявлении одного из следующих документов:
• свидетельства о праве собственности, праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю, оформленного в соответствии с постановлением Правительства РФ № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения» от 19 марта 1992г.;
• государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств, оформленного в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР № 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования» от 17 сентября 1991г.;
• свидетельства на право собственности на землю, оформленного в соответствии с Указом Президента РФ № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993г.;
• документа, содержащего решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу, изданного уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания;
• выписки из похозяйственной книги, оформленной в соответствии с приказом ФРС № 146 «Об утверждении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок» от 29 августа 2006г.;
• договора аренды земельного участка, срок которого не истек на момент обращения в орган кадастрового учёта.